Grunge примечателен уже тем, что не
привнес ничего инновативного в музыку, и тем не менее
считается самостоятельным стилем. Мелодичные хрипловатые
напевы, то яростный, то апатично-пульсирующий темп, саунд
"гранжа" в общих чертах – напоминает гибрид
Beatles и
Black Sabbath. Большинство известных гранж-групп могли
бы с равным успехом существовать и в 70-ые годы. Очевидно, что
секрет популярности гитарного рока из Сиэтла находится вне
поля музыкального новаторства.
Grunge появился в момент глобального политического вакуума.
Конфликт между Западом и Востоком казался исчерпаным, молодёжь
обратилась к личным проблемам и неврозам. Поп-музыка тех лет
звучала стерильно и искусственно, в моде было разнузданное
позёрство, аляповатый шик и кокаин. В этом смысле "гранж" был
явлением прямо противоположным. На подмостках бесновались
простые парни в драных джинсах и клетчатых байковых рубашках и
пели мелодичные рок-баллады о ненависти и разочаровании. Пели
неравнодушно, чем выгодно отличались от мэйнстрима, но
избегали при этом, в отличии от панков, какой-либо социальной
или политической аргументации.
Зародился
"гранж", как известно, в
Сиэтле,
на севере западного побережья
США. В поп-культурном отношении Сиэтл считался «медвежьим
углом». Если не считать, что в городе долгое время жил и
похоронен
Джимми Хендрикс, то за исключением нескольких
хэви-метал и панк-коллективов какой-либо музыкальной традиции
в Сиэтле отродясь не было. Культурная жизнь Сиэтла 80-х –
ориентировалась на зажиточных буржуа. Альтернативно мыслящие
молодые музыканты по традиции бежали от этой тоски в соседний
канадский
Ванкувер. Те, кто остались где-то к середине
80-х принялись активно скрещивать панк и метал, приправляя
энергичную смесь поп-мелодиями. В "догранжевой" тусовке
оказались
Green River, Melvins и
Soundgarden.
«Всё было тогда ещё очень прилично и невинно», – вспоминает
ударник
Soundgarden Мэтт Камерон, - «На гастроли
выезжали в лучшем случае не дальше Ванкувера или Портлэнда». В
туманном
Альбионе примерно в это же время зарождается
местный аналог «гранжа», прославившийся под необычным
названием
"shoegazing", что означает «уставиться
взглядом на собственные ботинки». Именно в пол сцены глядели,
исполняя свои тягучие, медитативные рок-композиции музыканты
таких группы как
Ride, Swervedriver, Curve;
Chapterhouse или
Slowdive. В начале 90-х
«шугейзинг» исчез, уступив напору брит-попа с одной стороны и
американского гранжа с другой.
В
Сиэтле,
в 86-м году выходец из Чикаго Брюс Пэвитт на одолженные деньги
сколотил независимую фирму грамзаписи
Sub Pop. Точно
так же назывался панковский фэнзин, который он издавал раньше.
В 89-м году на
Sub Pop появляются дебютные альбомы
Нирваны и
TAD – гневные и лиричные. Неожиданно,
без всякой рекламной раскрутки, локальный лейбл замечает
международная музыкальная пресса. Немецкий журнал
SPEX
объявляет
Sub Pop лейблом года. Глобальный прорыв
сиэтлской гитарной альтернативы и одновременно её коммерческая
абсорбция начинаются в ноябре 91-го, когда легендарный альбом
Нирваны "Nevermind" очутился на вершине хит-парадов
Америки и Европы, попал в горячую ротацию музканалов и
приобрел платиновый статус.
Коммерческий успех
похоронил альтернативную идею. Противопоставлять мэйнстриму
гранжевикам стало нечего.
Кобэйна чествуют как
суперзвезду. После гига во Франкфурте на Майне 12-го ноября
91-го года восторженная толпа проносит
Кобэйна на руках
через весь зал. Саунд
Nirvana, Soundgarden, Melvins,
Mudhoney, и
TAD находит массу подражателей. Сиэтл
становится культовым городом, в который съезжаются начинающие
рок-коллективы в надежде, что тут их скорее заметят и
подхватят. Группы «первого часа» потихоньку переползают к
мэйджорским лэйблам.
"Гранж", как и любая другая
альтернативная культура вытащенная на рыночную площадь, теряет
аутентичность и кредит доверия. Глянцевые молодёжные журналы
разъясняют своим читателям, ботинки какой фирмы лучше всего
подходят к клетчатой рубашке самой модной расцветки.
Появляется и культовый фильм поколения
"гранж" -
"Singles" режиссёра
Кэмерона
Кроу.
Самым негативным последствием этой
моды стало то, что главный наркотик рок-субкультуры 80-ых -
кокаин, сменяет куда более опасный героин. Почти все звёзды
гранж-сцены сидели на игле, а с ними их друзья и подружки.
Наркотики и неожиданная слава сломили Кобэйна. 8-го апреля
94-го он застрелился в собственной квартире. Друг Кобэйна
лидер группы
Soundgarden Крис Корнелл посвятил ему эту
песню
"Black hole sun".
Nirvana - «Nevermind» (1991)
GREEN RIVER
- «Rehab Doll» (1988)
PEARL JAM - «Ten»
(1991)
TAD - «8-Way Santa» (1991)
ALICE IN
CHAINS - «Dirt» (1992)
SOUNDGARDEN -
«Superunknown» (1994)